пятница, 2 мая 2008 г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. ЭССЕ 4


БОГ, ЧЕЛОВЕК И МИР В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Философские воззрения Средневековья – это целых 1000 лет блужданий в во тьме монопольного властвования христианской церкви на «Западе» и мусульманства на «Востоке», одним словом годы «мракобесия», когда догма становится нормой всех проявлений жизни человека. Это начинается с V века до XIV-XV веков нашей эры. В пятом веке рухнула Римская империя, но правители Рима поняли, что учение Христа мощное оружие в «ловких и натруженных руках» и стали «верить». В эти годы напрочь забывается философия и почти до начала 12 века она была неизвестна ученым и просто грамотным людям Европы. Но экономика делала свое дело. Нужны были новые знания – технические, торговые, навигационные, астрономические, математические, химические, строительные и прочее, прочее, прочее и они стали входить в противоречие с догмами. Мир виделся другим, чем это представлялось догматом. И тогда…
Начнем с IV и V веков. Святой Августин (354-430) – делит всемирную и библейскую историю на шесть возрастов. Последний из них – это старость мира начался с рождения Христа. За ним последуют второе пришествие и страшный суд. Он также вводит ряд идей неоплатонизма (новое прочтение Платона). Вводит понятие божественного провидения как рока и неизбежности в судьбе человека.
Лже-Дионисий Ареопагит (5 век) – также продвигал идеи неоплатонизма (идеи как потусторонний мир Бога).
Лев I Великий (451) - папа Римский, вводит догмат о боге человеке, поясняя что Христос имел двойственную сущность. Т.е. бог не мог предстать перед людьми ни в своем обличье ни в обличье животного, поэтому он и предстал в образе Христа.
Двигаемся дальше к VIII –IХ векам. Эриугена Иоан Скот (810-877) – на основе неоплатонизма создает свое мистическое учение «О разделении природы». Существуют 4 «природы» всех вещей 1) не сотворенная, но творящая – Бог, как источник всех вещей 2) сотворенная и творящая – божественные Идеи 3) сотворенная и не творящая – чувственно-воспринимаемый мир, который есть проявление единого идеального мира, во множестве различный вещей 4) не сотворенная и не творящая – Бог, как конечная цель всех вещей (наверное это можно понять, что когда мы умрем мы соединимся с богом) Вторя и третья природа не имеют самостоятельного существования и не отличаются по существу, они лишь проявления единой божественной сущности. Образование вещей связано с грехопадением человека и соответственно отделение его от Бога. Но человек со временем искупает все грехи и поэтому обратно соединяется с Богом. Вот такая теория, но она была осуждена католической церковью! Кстати Аристотеля церковь сначала также приняла в штыки! Все эти споры богословов вылились в схоластику – доказательство истины Бога. И конечно же как и древние философы, средневековые схоласты разделились на два лагеря Реалисты (идеалистический взгляд на мир) и Номиналисты (материалистический взгляд на вещи и Бога).
Абеляр (1079-1142) – критиковал крайние точки зрения как реализма так и номинализма.
Переломным считаем ХII Когда учение Аристотеля все же было принято церковью как философская основа христианства, ну и конечно же все стали систематизировать Аристотеля.
Ранний период схоластики ХI – ХII века. Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
Зрелый период схоластики ХII - ХIII века Альберт Великий (1207-1280) – учитель Фомы Аквинского (произведение Альберта - Сумма теологии, вернее "Сумма теологии" принадлежит Фоме, но в ней более 2000 цитат Альберта). Фома Аквинский[1] – он ввел систематику Аристотеля и был причислен церковью к Лику Святых и канонизирован, поэтому о нем более подробно в эссе № 15. "Сумма теологии" обобщало основы средневекового мировоззрения., утверждая, что природа завершается в благодати, а разум - в вере. Фома различал истины разума и недоступные разуму истины откровения. Он сформулировал пять доказательств существования Бога.
Поздний период схоластики ХIII - ХIV века Иоанн Дунс Скот – теория двойственной истины против доказательства Бога через разум, только через веру. Оккам Уильям (1285-1349) – как крупнейший представитель позднего номинализма.
Мистика – как противопоставление схоластике. Мистики ставили авторитет церкви и ее догм ниже чем свидетельство личного чувства и субъективного сознания. Бернар Клевонский, Бонавертура – оба как реакционное крыло в мистике.
Антисхоластика - сильное учение основанное Ибн Рушдой. Продолжил критиковать схоластику в Парижском университете с позиций Ибн Рудши профессор –богослов Сигер Братанский.

А в это время. Для «исправления» всей этой ереси были учреждены монашеские ордена доминиканцев и францисканцев и папа Григорий IХ благословил из на «исправление». И опять мечем и огнем стали систематизировать учение Аристотеля.

Комментариев нет:

работы
конспекты
определения
заметки на полях
Задумайтесь! Почему Папа любит свою паству, атолла правоверных, а батюшка своих прихожан? Ответ лежит на поверхности. Потому что их много! Вера в Бога, также далека от Церкви, как последняя от Истины ве´рования! Церковь монополизировала право быть посредником между Человеком и Богом. Она экспроприировала право веры, завладела им и превратила в товар, в доходное предприятие. Но в Евангелие от Матфея читаем наставления Бога: "И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на улицах, останавливаясь молиться, чтобы показаться перед людьми... Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне..." Матф. гл.6 ст.5